Настоящая программа является программой-минимумом
и составлена в соответствии с Государственным стандартом
по иностранным языкам. В ней содержится перечень основных
коммуникативных умений, языковых знаний и навыков,
которые обеспечивают необходимый уровень базовой полготовки
для формирования в условиях университетского обучения
профессиональных умений и навыков владения иностранным
языком при обучении английскому языку как специальности.
Требования к владению коммуникативными умениями
1. Говорение
А.Диалогическая речь. Абитуриент должен уметь вести
беседу в пределах тем, пройденных в средней школе.
Беседа абитуриента с экзаменатором предполагает беседу-диалог,
посвященную обмену информацией с использованием ответных
реплик, реплик-приглашений и ответных реплик, выражающих
согласие, сомнение, отказ или запрос уточняющих сведений.
Тематика бесед
1. Социально-бытовая сфера общения. Семья. Дом. Помощь
по дому. Семейные традиции. Покупки. Я и мои друзья.
2. Учебно-трудовая сфера общения. Школа и любимые
предметы. Досуг: спорт и другие увлечения. Занятия
по интересам. Планы на будущее. Профессия.
3. Социально-культурная сфера общения. Город (село),
его достопримечательности (музеи, театры, кино, выставки).
Транспорт. Путешествия. Праздники. Природа и экология.
Деятели культуры.
Б.Монологическая речь.
Абитуриент должен логично и связно строить высказывание
по программной теме или ситуации в пределах освоенного
лексико-грамматического материала. Объем высказывания
должен составлять не менее 20 грамматических правильно
оформленных предложений. Кроме того, абитуриент должен
уметь передать основное содержание прочитанного текста.
Помимо передачи фактов, он также должен уметь выразить
свое отношение к изложенному.
2. Чтение
Абитуриент должен уметь читать с полным пониманием
несложные аутентичные и адаптированные тексты из художественной
и научно-популярной литературы, а также из газет,
содержащие до 6% незнакомых слов. Объем текста - 1500
печатных знаков за один академический час (при переводе
разрешается пользоваться словарем).
3.Аудирование
Абитуриент должен понимать речь на слух. Понимание
прослушанного проверяется с помощью ответов на вопросы
и ответных реплик по ходу беседы с преподавателем.
Социокультурные знания, умения и навыки
Абитуриент должен владеть сведениями о культуре англоговорящих
стран и своей страны (география, климат, краткие исторические
сведения, государственное устройство, столицы, основные
промышленные и культурные центры, достопримечательности
и традиции, организация быта и досуга, образование
и культура, деятели культуры (писатели, композиторы,
художники, известные ученые), праздники и знаменательные
даты и т.д.
Лингвострановедческие знания абитуриента должны базироваться
на знании эквивалентной и безэквивалентной лексики,
способов передачи реалий родного языка на английском
языке и т.д. В процессе чтения, монологического высказывания,
в диалоге абитуриент должен продемонстрировать умение
правильно произносить и интонационно оформлять английскую
речь, а также владеть основами английской орфографии.
Необходимые для перечисленных умений языковые навыки
формируются на основе знания лексико-грамматического
материала, предусмотренного Государственным стандартом
по английскому языку.
Языковые знания и навыки
Произношение, интонация, графика
четкое произношение и различение на слух всех звуков
английского языка;
соблюдение долготы и краткости гласных;
соблюдение звонкости согласных в конце слов;
отсутствие смягчения согласных (палатализации);
слитное произношение служебных слов со знаменательными;
произнесение предложений с соблюдением основных типов
интонаций английского языка, адекватных целям высказывания;
соблюдение ударения в словах;
правильное членение предложений на смысловые группы;
соблюдение ударения во фразе, отсутствие ударения
на служебных словах (артиклях, предлогах, союзах,
некоторых местоимениях);
знание всех букв алфавита;
знание основных правил орфографии;
знание правил чтения;
владение техникой чтения.
Лексический материал
2300 слов предназначаются для рецептивного усвоения,
800 - для продуктивного усвоения.
Знания словообразовательных средств для владения и
расширения потенциального словаря учащегося:
а) производные слова, образованные с помощью аффиксов,
суффиксов имен существительных: -er, -or, -ity, -ing,
-ness, - tion, -sion, -ism, -ment; приставок и суффиксов
имен прилагательных: -ful, -less, in-, im-, un-, dis-,
-y, -al, -ic, -able (ible); суффиксов наречий -ly;
суффиксов порядковых числительных - th;
б) слова английского языка, сходные по звучанию, написанию
и значению со словами русского или родного языка:
production, culture, ecology;
в) конверсия образования имен существительных от глаголов:
to work - his work, to offer - an offer.
Грамматический материал
А. Морфология
Имя существительное. Употребление имен существительных
во множественном числе, в притяжательном падеже.
Артикль. Употребление артиклей с нарицательными существительными.
Употребление артиклей с собственными именами существительными.
Предложные сочетания с существительными без артикля
типа to have breakfast (dinner, supper); to go to
bed; to go to school; to be at home; to go by bus,
car, ship, air; at work; at present; by chance; by
mistake; side by side; from beginning to end.
Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных
в сравнительной и превосходной степенях, образованных
с помощью суффиксов и вспомогательных слов.
Местоимение. Употребление личных, притяжательных,
указательных, вопросительных, неопределенных и отрицательных,
а также возвратных местоимений.
Числительное. Употребление количественных и порядковых
числительных.
Глагол. Личные и неличные формы глагола. Основные
формы глагола. Употребление группы простых форм (Indefinite).
Группа длительных форм (Continuous). Группа перфектных
форм (Perfect). Согласование времени. Страдательный
залог. Употребление времен в условных и временных
придаточных предложениях. Сложное дополнение. Повелительное
наклонение.
Модальные глаголы can, may, must, модальные сочетания
to have + Infinitive, to be + Infinitive.
Наречие. Употребление наречий в сравнительной и превосходной
степенях сравнения, образованных с помощью суффиксов
и вспомогательных слов.
Б. Синтаксис.
Употребление простого (нераспространенного, распространенного)
предложения с глагольным, именным и составным глагольным
сказуемым. Употребление безличных предложений типа
It is warm. It is raining. It is late. Употребление
сложного дополнения типа I want him to help me. Поступающие
должны узнавать и понимать при чтении условные предложения,
обозначающие нереальные, невозможные действия. Типы
вопросительных предложений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основной
Берман И.М. Грамматика английского языка: Курс для
самообразования. М.: Высшая школа, 1993.
Бонди Е.А. Английский язык: Повторительный курс. М.:
Высшая школа, 1988.
Клементьева Т.Б. Повторяем времена английского глагола.
М.: Высшая школа, 1988.
Кузнецова Н.А. Практическая грамматика современного
английского языка. Самара: Изд-во “Самарский университет”,
1991.
Цветкова И.В., Клепальченко И.А., Мыльцева Н.А. Английский
язык для школьников и поступающих вузы. М., 1996.
Все школьные учебники английского языка: циклы А.П.Старкова,
Р.Диксона, Б.С.Островского, Л.В.Хрусталевой и В.Н.
Богородицкой; Т. Клементьевой и Джил Шеннон.
Дополнительный
Afanasyeva O.V., Saakyan A.S. “What or That? Which
to Choose?” М., 1995.
Britain in Brief / Сост. В.В.Ощепкова и И.И.Шустилова.
М., 1993.
British Studies. Знакомимся с Британией. С.-Пб., 1996.
Lebedeva A.Y. Exercises in English Tenses. Leningrad,
1979.
English Grammar Practice. Практикум по грамматике
английского языка: Учебное пособие для 6-11 классов
школ с углубленным изучением английского языка. С.-Пб.,
1996.
Murphy R. English Grammar in Use. Cambridge, 1998.
Swan M., Walker C. How English Works. A Grammar Practice
Book. Oxford, 1997.
Ощепкова В.В. Australia and New Zealand in Brief.
М., 1998.
Ощепкова В.В. USA: Geography, History, Education,
Painting (a reader). Ь., 1997.
Галицынский Ю.Б. Грамматика: Сборник упражнений. Изд-во
Каро, 1998.
Трофимов В.Н. Грамматические упражнения и тесты для
школьников и абитуриентов. Минск, 1997.
Трофимов В.Н. Пособие по английскому языку для поступающих
в вузы. Минск, 1997.
СТРУКТУРА БИЛЕТА НА ВСТУПИТЕЛЬНОМ ЭКЗАМЕНЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ
(на специальности “Романо-германская филология”)
|