СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУРСА“НОВЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ”
ГУРАЛЬНИК ТА.
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
По мнению специалистов, российское
высшее образование в ближайшее время претерпит
значительные изменения в стратегической ориентированности.
На смену концепции поддерживающего образования
приходит концепция опережающего образования, основанного
на научном знании, ориентированного на будущее,
носящего творческий и новаторский характер. Главное
внимание, как полагают ученые, следует сосредоточить
на развитии способностей человека к самостоятельной
работе в условиях неопределенности, к приобретению
новых знаний и навыков владения современными методами
получения, накопления, классификации и передачи
знаний.
Проводниками и инструментами получения нового знания становятся новые информационные
и коммуникационные технологии (НИКТ). Их бурный рост в последнее время ставит
новые задачи и перед академическими сообществами. Высшие учебные заведения,
отвечая на требования времени, включают в свои учебные планы курсы по новым
информационным технологиям, разработанные с учетом специфики факультета или
профиля учебного заведения.
Подходы к разработке такого курса могут быть теоретическими, прагматическими,
научно-практическими. На кафедре английской филологии Самарского госуниверситета
разработан практический курс “Новые информационные технологии в филологическом
образовании”. В основу курса положен принцип формирования практических навыков
работы в телекоммуникационной системе Интернет, которая рассматривается как
информационный, коммуникационный и научно-исследовательский ресурс. Значительная
часть курса посвящена Всемирной паутине ( огромный учебный потенциал которой
становится непреодолимым препятствием в ее освоении для студентов, имеющих
недостаточные навыки работы на компьютере.
Основная цель курса - сформировать углубленные знания об образовательном
потенциале Интернет и компьютерных технологиях в приложении к филологической
специальности.
Задачами курса являются: 1) формирование углубленных навыков работы с ин
формационными ресурсами: поиск, сбор, анализ, оценка, синтез и интеграция
ново го знания в существующую систему знаний обучаемого; 2) оказание методической
помощи в изучении и практическом использовании современных телекоммуникационных
технологий для профессиональной работы.
Структура курса включает 5 основных разделов:
• Интернет как коммуникационный ресурс: принципы работы с электронной по
чтой и списками рассылки; с группами новостей, работа в дискуссионном форуме
и чате;
• Интернет как информационный ресурс (поисковые серверы и принципы поиска
информации в FТР и различных базах данных);
• Интернет как учебный ресурс (учебно-методические материалы по английскому
языку, сетевые словари и энциклопедии);
. Интернет как научно-исследовательский ресурс (электронные журналы, биб
лиографические базы данных, метасайты по филологии);
. компьютерные технологии обучения и тестирования (обучающие и демонстрационные
программы обучения английскому языку и компьютерные тесты).
в ходе обучения студенты овладевают основными навыками работы в Сети, навыками
критической оценки информационных ресурсов и принципами цитирования сетевых
ресурсов, а также навыками реферирования и аннотирования веб-ресурсов, их
систематизации и логической организации.
Практический курс “Новые информационные технологии в филологическом образовании”
отражает основные потребности и возможности как университета, так и факультета,
на котором он разработан. Курс может служить основой для раз- вития творческого
потенциала студентов-филологов в таких направлениях, как лингвистика, методика,
страноведение, перевод или междисциплинарные исследования. Курс может быть
дополнен разделом по созданию собственных ресурсов (НТМL документов, веб-сайтов.
Интернет-проектов).
Информационный бюллетень №6 Совета
по филологии Учебно-методического объединения по
классическому университетскому образованию. Самара:
Изд-во «Самарский университет», 2003 С. 89-90.