Кашина
Елена Георгиевна
Доктор педагогических наук, профессор
В течение 30 последних лет является
руководителем городского клуба любителей английского
языка. Руководит городским научно-методическим объединением
школьных и вузовских преподавателей.
ОБРАЗОВАНИЕ
• 1971 году закончила факультет иностранных языков
Куйбышевского Государственного Педагогического Института.
Два года работала учителем английского языка в г. Волжске
МарАССР и в г. Самаре. С 1973 по 1977 год являлась
ассистентом кафедры английского языка в Куйбышевском
Государственном Университете. С 1978 года работает
на кафедре английской филологии Самарского Госуниверситета.
• В 1989 году защитила кандидатскую диссертацию по
специальности 13.00.02 "Методика преподавания
иностранных языков" на тему "Деловая ролевая
игра как средство обучения профессионально значимым
коммуникативным умениям".
• Успешно защитила диссертацию на соискание степени
доктора педагогических наук по теме "СТАНОВЛЕНИЕ
ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ". Защита состоялась 25
февраля 2004 г. в СамГУ.
За последние 10 лет были прослушаны следующие курсы
и тренинги:
• 1993 г., сентябрь - курсы для российских преподавателей "Training
of Trainers in the Principles of Market Economy and
European Integration" в Голландии, Бельгии и Люксембурге
• 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 2000, 2001 - языковые
курсы в Лондоне, Великобритания
• 1997 г. - курс повышения квалификации в Московском
государственном педагогическом университете "Современные
методики преподавания английского языка в комплексе
школа-вуз"
• 1998 г. - языковые курсы в Австралии, Сиднее, University
of Technology, insearch language center
• 2001 г., март-ноябрь - курсы повышения квалификации
(96 часов), организованные Поволжским Гуманитарным
Фондом и Самарским Госуниверситетом, получены два сертификата,
выданные Поволжским Гуманитарным Фондом и Открытым
Обществом Сороса (США, Нью-Йорк)
НАГРАДЫ
• В 2000 году награждена почетной грамотой ректора
Самарского Госуниверситета за долголетний и добросовестный
труд по подготовке специалистов в системе высшей школы.
• В 2009 году стала лауреатом областной общественной
акции «Народное признание» 2008 года в номинации «Признание
и Уважение».
НАУЧНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Принимает
участие в разработке общеуниверситетской научно-исследовательской
темы "Интенсификация
учебного процесса по иностранному языку в вузе". КОНФЕРЕНЦИИ
• Ежегодно выступает с докладами на научно-практических
конференциях разного уровня (университетских, городских,
областных, всероссийских - в Москве, Ростове-на-Дону,
Томске), а также на международных конференциях,
проводимых как в нашей стране, так и за рубежом. В
январе 1997
г. – Австралия, Сидней. В сентябре 1998 г. - в
Новой Зеландии, Palmerston North.
• Международная научно-практическая конференция "Культура
и язык", Самара, 11-12 марта 2003
• Конференция “Война и мир языков и культур” по методике
преподавания, межкультурной коммуникации и языковой
культуре (Самара, 2007)
• 2007 г. - Проф. Елена Георгиевна Кашина приняла участие
в работе курсов Pilgrims в Кентербери, Великобритания.
• Конференция «Проблемы и перспективы профессиональной
педагогики», Самара, 2008
• Межвузовская научно-методическая конференция «Инновационные
технологии в образовательной деятельности вуза: опыт,
проблемы, пути решения», Самара, 2008
ПУБЛИКАЦИИ
1. Кашина Е.Г. Лингвистические игры на уроках
иностранного языка. - Куйбышев: Издательство Куйбышевского госуниверситета,
1983. – 15 с.
2. Кашина Е.Г., Харьковская А.А. Методические
разработки по английской орфографии для студентов
младших курсов
специальности “Английский язык и литература”. - Куйбышев,
1983.- 35 с.
3. Кашина Е.Г. Ролевые игры. Методические
указания по основному иностранному языку. – Куйбышев: Издательство
Куйбышевского госуниверситета, 1985. – 71 с.
4. Кашина Е.Г., Харьковская А.А. Ролевые игры
на практических занятиях по английскому языку на
II курсе. – Деп. в
ВНИИВШ 15.10.86. № 386. – 6 с., (авторские 4 с.).
5. Кашина Е.Г. Воспитательное значение ролевой
игры. – Куйбышев: Издательство Куйбышевского инженерно-строительного
института, 1986. – 10с.
6. Кашина Е.Г. Профессионально-педагогический
аспект ролевой игры // Формирование профессионально значимых
умений в теоретической и практической подготовке учителя
иностранного языка: Межвузовский сборник научных трудов.
– М.: Издательство Московского государственного педагогического
института, 1987. – С.30–36.
7. Кашина Е.Г. Коммуникативные умения в профессиональной
деятельности учителя иностранного языка // Проблемы
становления молодого учителя с университетским образованием
в условиях обновления средней и высшей школы: Тезисы
докладов IV научно-практической конференции учителей
области, выпускников и стажеров университета. – Куйбышев:
Издательство Куйбышевского госуниверситета, 1989. –
С.43-44.
8. Кашина Е.Г. Социолингвистические аспекты
ролевого общения. – Деп. в НИИВШ 23.11.90. № 270. – 5 с.
9. Кашина Е.Г. Ролевые игры в учебном процессе
по иностранному языку как средство реализации идеи
педагогики
сотрудничества.– Деп. в ВНИИВШ 08.04.91. №324-91. –
4 с.
10. Кашина Е.Г. Деловые ролевые игры в системе
профессиональной подготовки учителей иностранного
языка. – Деп. в НИИВШ
31.07.91. №537-91. – 4 с.
11. Кашина Е.Г. Игровые приемы в учебном процессе
вуза // Современные проблемы преподавания иностранного
языка в школе и вузе: Тезисы докладов и выступлений
зональной научно-методической конференции. – Самара:
Издательство СамГПИ, 1991. – С.35-36.
12. Кашина Е.Г. Ролевые и лингвистические
игры. Учебное
пособие. 2-е издание. – Самара: Областная организация
Союза журналистов, 1992. – 83 с.
13. Кашина Е.Г. Развитие творческих способностей
студентов в процессе работы над постановкой пьес //Формирование
личности учителя иностранного языка во внеаудиторной
работе: Тезисы докладов межвузовской научно-методической
конференции. – Орск: Орский педагогический институт,
1993. – С.11-12.
14. Кашина Е.Г. Организация и проведение письменного
ролевого общения на занятиях по основному иностранному
языку // Организация учебного процесса по иностранным
языкам в вузе. – Деп. в НИИВШ 13.01.94. № 16-32/94.
– 4 с.
15. Кашина Е.Г. Лабораторные работы по методике
преподавания иностранного языка (для самостоятельной работы студентов).
– Самара: Издательство "Самарский университет",
1994. – 25 с.
16. Кашина Е.Г. Реализация деятельностного
подхода в процессе ролевой игры на занятиях по иностранному
языку // Обучение иностранным языкам: Тезисы докладов
научно-практической конференции. – Самара: Издательство
СамГПУ, 1994. – С.62-63.
17. Кашина Е.Г. Коммуникативные задачи общения
и пути их решения в процессе подготовки и проведения
ролевых
игр // Современные средства и методы обучения иностранным
языкам в средней школе и вузе: Тезисы докладов Всероссийской
научно-практической конференции. Часть1.– Пятигорск:
Издательство Пятигорского государственного лингвистического
университета, 1995. – С.95-96.
18. Кашина Е.Г. Использование коммуникативного
метода в условиях раннего обучения иностранному языку // Международная
научно-практическая конференция "Содержание и
формы работы педагогических вузов по начальному (дошкольному
и школьному) образованию молодежи в современных условиях":
Тезисы докладов. – Самара: Издательство СамГПУ, 1996.
– С.361.
19. Kashina E.G. Role-Plays in Teaching English //
Exploring Language, Multiculturalism and Equity: The
Proceedings of the ACTA–ATESOL (NSW) National Conference
and 10th Summer School, Sydney, 1997, January 19– 23.
– Sydney, 1997. – P.141–153.
20. Kashina E.G. Motivation and Success in
Language Learning // Proceedings of the 4th International LATEUM
conference: Held at the university of Moscow, 17-20
September1997 / Ed.by A.Lipgart. – М.: Moscow State
University, 1998. – P.25-26.
21. Kashina E.G. Cross-cultural awareness
as a valuable component in foreign language teaching // The Sixth
National Conference on Community Languages and English
to Speakers of Other Languages, 25-27 September 1998,
Palmerston North, New Zealand. – Palmerston North,
1998. – P.34.
22. Кашина Е.Г., Волошина Г.Н., Ильичева Н.М.,
Рогожина Г.В. Home, Sweet Home: Методические разработки
по практике
устной и письменной речи (с элементами драмы и ролевыми
играми). – Самара: Издательство "Самарский университет",
1998. – 23 с., (авторские 11 с.).
23. Кашина Е.Г. Теоретические аспекты деловых
ролевых игр // Стратегия обучения английскому языку: теория
и практика. – Самара: Издательство "Самарский
университет", 1998. – С.5-13.
24. Кашина Е.Г. A Garden of Poems: Творческие
учебные материалы для занятий детей дошкольного и
младшего
школьного возраста. – Самара: Парус, 1999. – 16 с.
25. Кашина Е.Г. Межкультурная коммуникация
в контексте методики преподавания английского языка // Язык и культура
(исследования по германской филологии): Межвузовский
сборник научных статей. – Самара: Издательство "Самарский
университет", 1999. – С. 177-182.
26. Кашина Е.Г. Методы обучения межкультурной
коммуникации // Педагогический процесс как культурная деятельность:
Материалы и тезисы докладов 2-й международной научно-практической
конференции. – Самара: Самарский институт повышения
квалификации и переподготовки работников образования,
1999. – С.467-468.
27. Кашина Е.Г. Театральная педагогика при
обучении английскому языку=Teaching English Through
Drama //
Язык в мультикультурном мире=Language in the multicultural
world=Sprache in der multikulturellen welt=La langue
dans le monde multiculturel: Тезисы и материалы международной
конференции. – Самара: Издательство СамГПУ, 1999. –
С.157-158.
28. Кашина Е.Г. Роль социокультурного компонента
в развитии коммуникативных способностей студентов //
Традиционные и новые технологии в учебном процессе:
Тезисы докладов научно-практической конференции. –
Самара: Издательство "Самарский университет",
2000. – С.16–17.
29. Кашина Е.Г. "Samara" - методические
указания по основному иностранному языку (практика
устной и письменной речи). - Самара: Издательство "Самарский
университет", 2001.
- 26 стр.
30. Кашина Е.Г. Современные направления и
инновационные технологии в развитии коммуникативной
компетенции у
учащихся средствами иностранного языка // Английский
язык в системе школа-вуз: Тезисы научно-практической
конференции, Самара. – М.: Центр СМИ МГУ, 2001. – С.
40-41.
31. Кашина Е.Г. Современные направления и
инновационные технологии в развитии коммуникативной
компетенции средствами
иностранного языка // Город. Культура. Образование:
Материалы международной и Всероссийской конференции "Городская
культура как социокультурное пространство развития
личности". – Самара: Издательство Московского
городского педагогического университета, 2001. – С.111–117.
32. Кашина Е.Г. Планы лабораторных и практических
занятий по методике преподавания иностранного языка
(английского) для студентов IV курса филологического
факультета специальности "Английский язык и литература". – Самара: Издательство "Самарский университет",
2001. – 52 с.
33. Кашина Е.Г. Общение-деятельность-общение
в профессиональной подготовке преподавателя иностранного
языка // Прагматика
форм речевого общения: Межвузовский сборник научных
статей. – Самара: Издательство "Самарский университет",
2001. – С.193-201.
34. Кашина Е.Г. Социокультурный компонент
в структуре современного урока иностранного языка // Пространство
и время в языке=Time and space in language = Zeit und
raum in der sprache = L'espace et le temps dans la
langue: Тезисы и материалы международной научной конференции.
Часть 2. – Самара: Издательство СамГПУ, 2001. – С.150-152.
35. Кашина Е.Г. Learning English Through Senses //
Современные стратегии обучения английскому языку: теория
и практика: Материалы и тезисы докладов VII Межрегиональной
научно-практической конференции. – Самара: Самарская
гуманитарная академия, 2001. – С.48-49.
36. Кашина Е.Г. Реализация принципа коммуникативности
в профессиональной подготовке учителей иностранного
языка // Коммуникация в диалоге культур: Межвузовский
сборник научных статей. – Самара: Издательство "Самарский
университет", 2002. – С.215-224.
37. Кашина Е.Г. Театральные действия в профессиональном
пространстве выпускников филологических факультетов: Учебное пособие. – Самара: Издательство "Самарский
университет", 2002. – 185 с.
38. Кашина Е.Г. Семиотическое пространство
в профессиональной подготовке учителя иностранного
языка // Язык в пространстве
и времени: Тезисы и материалы международной научной
конференции. Часть 1. – Самара: Издательство СамГПУ,
2002. – С.271-273.
39. Кашина Е.Г. Театральное искусство в профессиональной
подготовке учителя иностранного языка // Известия Самарского
научного центра Российской академии наук. Специальный
выпуск "Актуальные проблемы гуманитарных наук".
– Самара: Издательство Самарского научного центра РАН,
2002. – С 79-85.
40. Кашина Е.Г. Театральность как способ реализации
творческой индивидуальности учителя иностранного языка // Проблемы преподавания иностранных языков в контексте
модернизации образования: Сборник материалов и тезисов
докладов IX Межрегиональной научно-практической конференции.
– Самара: Самарский государственный аэрокосмический
университет, 2003. – С.98-106.
41. Кашина Е.Г. Психодраматический подход
к подготовке учителя иностранного языка // Вестник Московского городского
педагогического университета. Специальный выпуск, 2003.
– С.20-26.
42. Кашина Е.Г. Способы формирования профессиональной
компетентности у студентов – будущих учителей иностранного
языка. Программа спецкурса. – Самара: СфМГПУ, 2003.
– 10 с.
43. Кашина Е.Г. Театральные технологии подготовки
учителя иностранного языка. Монография. – Самара: Издательство "Самарский
университет", 2003. – 296 с.
44. Кашина Е.Г. Театральный контекст профессионально-педагогической
деятельности учителя иностранного языка. Монография.
– Самара: Офорт, 2003. – 118 с.
45. Кашина Е.Г. Знаково-символическая деятельность
учителя иностранного языка // Известия Самарского научного
центра Российской академии наук. Специальный выпуск " Актуальные
проблемы гуманитарных наук ". – Самара: Издательство
Самарского научного центра РАН, 2003. – С 130 – 137.
46. Кашина Е.Г. В поисках идеальной модели
учителя иностранного языка // Инновации. – СПб, 2003. – №1.
– С.40-43.
47. Ильичева Н.М., Кашина Е.Г., Орехова Г.Н.,
Рогожина Г.В. Учебное пособие по теме “Family” Для
студентов
1 курса филологического факультета специальности “Английский
язык и литература”. Мин. образования Рос. Федерации.
Самара: СамГУ, 2003. 3,5 п.л.
48. Кашина Е.Г., Руднева Т.И. Профессионально-педагогическая
подготовка студентов в классическом университете. -
Самара: Изд-во "Самарский университет", 2006.
141 с.
49. Кашина Е.Г. Профессиональная готовность
учителя иностранного языка к работе в условиях перехода
на
новую парадигму образования// Материалы конференции
«Проблемы и перспективы профессиональной педагогики»,
- Самара, 2008. - C. 90-96.
50. Кашина Е.Г. Новая парадигма образования:
традиции и инновации // Материалы межвузовской научно-методической
конференции «Инновационные технологии в образовательной
деятельности вуза: опыт, проблемы, пути решения», -
Самара, изд-во «Самарский университет», 2008. - C.40-44.
51. Кашина, Елена Георгиевна. I know what my teacher has done : Учебное пособие для вузов / Е.Г. Кашина ; Самарский гос. ун-т, Каф. англ. филологии .— Самара : Самарский университет, 2007 .— 86 с.
52. Кашина Е.Г. Инновационные технологии подготовки учителя иностранного языка в XXI веке// Материалы конференции «Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ», 20 февраля 2009 года. – Самара: Самарский университет, 2009. – С. 45 – 48 (0, 25 п. л.)
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛЕКЦИОННЫЕ КУРСЫ
Осуществляет руководство курсовыми и дипломными работами,
педагогической практикой студентов выпускного курса.
Ведет следующие лекционные и практические курсы:
• Лекции по методике преподавания иностранного языка
• Спецкурс для студентов 5 курса
• Практика устной и письменной речи на 1 курсе
|