Интервью А.А.Харьковской для
студенческого сайта “Scriptum”
|
Какие
основные научные подходы используются в работе кафедры?
Можно
ли отметить какое-либо ведущее напрвление?Можно
ли говорить о сложившейся школе?
|
А.А.Харьковская, профессор,
заведующая кафедрой английской филологии СамГУ.
Научная тематика, разрабатываемая
на кафедре английской фтлологии, относится, на мой
взгляд, к перспективным направлениям науки о языке,
т.к. ставит своей задачей изучение дискурса во всём
многообразии его проявления, что предполагает как
изучение функционально-стилистических параметров текста,
так и систематизацию сведений о невербальных компонентах
коммуникации, разработку адекватных коммуникативных
стратегий в диалоге культур и освоение микроучастков
словарного состава в диахронии и в синхронном плане.
|
Какие спецкурсы и спецсеминары
существуют? Какие планируются в будущем? Какого спецкурса
(спецсеминара) недостаёт?
|
А.А.
Спецкурсы и спецсеминары, предложенные студентам в текущем
учебном году, отражают научную проблематику. Наряду
с традиционными темами из теории номинации и теории
перевода студентами разрабатываются актуальные в лингвистическом
отношении темы, связанные с изучением кинодискурса,
систематизацией гендерных параметров коммуникантов,
анализом стилизованной разговорной речи и особенностей
национальных вариантов современного английского языка
и делового общения. Кафедра располагает аудио- и видеоматериалами
для лингвистических экспериментов, студенты активно
используют интернет-информацию научного содержания и
сами предложили разработку темы о современном способе
коммуникации с помощью интернета. |
Каков
круг научных интересов молодых преподавателей и аспирантов? |
А.А.
О круге интересов молодых преподавателей и аспирантов
можно судить по тематике их диссертаций. Так, в июне
2001 г. блестяще защитила кандидатскую диссертацию по
проблемам делового общения в англоязычных странах И.В.Драбкина;
в декабре 2001 г. - О.А.Климанова, которую заинтересовал
дискурсивный анализ формулировок учебных заданий; В.Д.Шевченко
пытается проникнуть в тайны полисемии. Результаты студенческих
исследований показывают рост интереса к речевому поведению
носителей английского языка. |
Расскажите
о требованиях для поступления в аспирантуру. Планируется
ли пополнение преподавательского состава за счёт нынешних
аспирантов? |
А.А.
Требования к поступающим в аспирантуру изложены
в соответствующих документах, а что касается пополнения
кадрового состава за счёт аспирантов, то это наша основная
тактика. Только не всем удаётся успешно справиться с
трудностями научного роста, многие сходят с дистанции
по материальным причинам. Молодые преподаватели, работающие
сегодня на кафедре, проявляют заинтересованность в научной
работе, но их зарплата сегодня меньше той стипендии,
которую они получали во времена студенческие. Парадоксы
нашего студенческого житья-бытья отнюдь не из области
научной фантастики. |
Что
можно сказать о преемственности школы и вуза? Каким
бы Вы хотели видеть первокурсника филологического факультета? |
А.А.
Первокурсниками филологического факультета я хочу видеть
своих первокурсников, которые выдержали серьёзный конкурс,
доказали осознанность своего выбора участием в олимпиадах,
которые проявляют чудеса морозоустойчивости в корпусе
на Потапова-стрит и искренне радуются своему студенческому
статусу, что согревает преподавателей и способствует
совершенствованию нашего профессионального мастерства.
Только настоящие мастера своего дела могут изобретать
лингвистические игры, в ритмах рока и рэпа объяснять
актуальное членение, обучать интонации и хезитации в
самых маленьких и холодных кабинетах.
|
Каковы
издательские планы кафедры? |
А.А.
22.10.2001 привезли из Издательского отдела прекрасно
изданное учебное пособие по аналитическому чтению для
старшекурсников английского отделения. Пособие это получило
гриф УМО. Я хочу поблагодарить коллег из РИО и из отдела
множительной техники. На очереди - студенты-социологи,
для которых приготовлен сюрприз в виде учебного пособия
в сопровождении CD. |