Подготовка специалистов по специальности 021700 Филология
осуществляется на основании Государственной лицензии
на ведение образовательной деятельности в сфере профессионального
образования N 24-Г-0442, полученной Самарским государственным
университетом 1 апреля 1999 года. Последнюю аттестацию
кафедра английской филологии вместе со всем филологическим
факультетом прошла осенью 2001 г. сроком на 5 лет.
Кафедра английской филологии входит в состав отделения
романо-германской филологии филологического факультета
СамГУ. Заведует кафедрой профессор А.А. Харьковская.
По специализации 021703 Зарубежная филология (романо-германские
языки и литератур) - только очная форма обучения.
Присваиваемая основная квалификация - “Филолог” (приём
1997-1999 гг.), “Филолог. Преподаватель языка и литературы”
(приём 2000, 2001 гг.) Студенты, поступившие в 1997-1999
гг. имеют возможность получить дополнительную квалификацию
“Преподаватель”.
Структура подготовки специалистов по 021703 за последние
пять лет не изменилась.
В связи с региональными потребностями увеличились
цифры приёма студентов на специализацию “Зарубежная
филология” на договорных условиях с полным возмещением
затрат.
Соотношение между государственным планом приёма и
приёмом на договорных условиях за 2001 г. выглядит
следующим образом:
Английское отделение, дневная форма
обучения
Бюджетная основа
|
Договорная основа
|
Всего
|
47
|
34 (72,3 %)
|
81
|
Содержание подготовки в целом соответствует Государственным
образовательным стандартам.
В учебном плане выделены федеральные и региональные
компоненты в блоках ГСЭ, ЕН, ОПД. В блоках ГСЭ, ЕН,ОПД
имеются дисциплины по выбору студентов.
Учебные планы специализации 021703 включают все блоки
дисциплин, предусмотренные ГОС.
Учебные планы рассчитаны на 250 учебных недель, в
числе которых 153 недели теоретического обучения,
31 неделя сессий, 14 недель практик, 12 недель - подготовки
дипломного сочинения, 4 недели итоговой аттестации
и 36 недель каникул.
Средний объём обязательных аудиторных занятий составляет
27 часов в неделю, трудоёмкость теоретического обучения
не превышает 54 часов в неделю, что также соответствует
требованиям ГОС.
Соотношение часов практических/ семинарских занятий
в учебных планах представляется оптимальным.
Учебный процесс организуется в строгом соответствии
с учебным планом. Содержание учебного процесса, с
одной стороны, определяется требованиями ГОС, с другой
- ориентировано на практическую деятельность выпускников
и диктуется региональным рынком труда. Так, в учебном
плане специализации 021703 представлены курсы, готовящие
к педагогической деятельности, и педагогические практики,
имеется также блок переводческих дисциплин и переводческая
практика. В учебные планы введены также дисциплины
“Новые информационные технологии в филологии”, “Техника
обработки филологической информации”, предполагающие
работу с компьютерами.
Источники учебной информации, используемые в учебном
процессе на специальности “Филология”, в целом можно
считать достаточными (норматив 0,5 единиц на 1 студента
соблюдается) и современными (большая часть учебников
и учебных пособий, рекомендованных в качестве обязательной
литературы, издана в последние десять лет). В ряде
курсов используются электронные носители информации
(“Новые информационные технологии”, “Общее языкознание”,
спецкурсы), современные видеоматериалы.
Помимо библиотечных фондов кафедра английской филологии
имеет кафедральное книжное собрание, полученное в
дар от Представительства Британского Совета, Института
“Открытое общество”.
Наряду с учебниками центральных издательств в учебном
процессе используются учебники, учебно-методические
пособия и разработки преподавателей кафедры. За последние
пять лет кафедрой английской филологии было издано
44 наименования учебно-методической литературы.
Ряд изданий имеет грифы УМО по филологии университетов
РФ: учебные пособия Э.П.Васильевой, А.А.Харьковской,
О.Б.Мехеды “A Guide to Comprehension and Transation”
Самара, 2000 (11 п.л.); Э.П.Васильевой “History of
English Sounds and Spelling Changes” Самара, 2000
(4,75 п.л.); А.С.Гринштейн, А.А.Харьковской “Guidelines
to Reading Fiction” Самара, 2001 (9,08 п.л.).
В числе прочих методических изданий выпущены программы
государственных экзаменов по основному иностранному
языку (английскому).
Изданы или хранятся в электронных вариантах программы
практик, методические руководства по написанию курсовых
и дипломных работ.
Для ведения образовательной деятельности факультет
располагает двумя компьютерными классами на 20 посадочных
мест с выходом в Интернет, ксерокопировальными аппаратами,
видеомагнитофонами, магнитофонами, проекционными аппаратами.
Видеотека кафедры насчитывает около 100 единиц хранения.
В фондах кафедры имеется свыше 100 аудиокассет.
Абитуриенты, поступающие на специализацию 021703,
сдают следующие вступительные экзамены: по иностранному
языку (устно), русскому языку и литературе
(письменно), истории Отечества (устно).
Билеты по иностранному языку для вступительных экзаменов
составлены с учётом школьной программы и включают
следующие виды работы: работу с текстом (понимание,
пересказ и беседу по тексту), беседу по предложенной
теме и грамматический тест. Процент отличных
и хороших ответов достаточно стабилен. В 2001 г. данный
показатель составил 95,3 %.
Кафедра проводит активную профориентационную работу:
ежегодно организуется олимпиада для старшеклассников,
День открытых дверей. Преподаватели кафедры выступают
в качестве экспертов на городских и областных предметных
олимпиадах, входят в состав жюри научных конференций
школьников.
Выпускники кафедры в последнем ученом семестре сдают
государственные экзамены и защищают выпускные квалификационные
работы.
Требования и круг вопросов государственных экзаменов
сформулированы в соответствующих программах, созданных
с учётом требований ГОС. Программы изданы в 2000 году.
Структура государственного экзамена по основному иностранному
языку соответствует “Программе по основному иностранному
языку” 1998г. и “Программе государственного экзамена
по основному иностранному языку” 1999 г., согласно
которым четыре вопроса, включающие теорию языка, лингвостилистическую
интерпретацию текста, реферирование (устное) газетной
статьи и высказывание по заданной ситуации, позволяют
продемонстрировать умение изложить основные положения
дисциплин теоретического цикла, выполнить комплексный
анализ текста, дала возможность выявить достаточно
высокий уровень знаний студентов как в теории, так
и в практике основного иностранного языка. Студенты
проявляют умение выстроить систему доказательств теоретических
положений, способность подготовить смысловую и лингвостилистическую
интерпретацию художественного текста, демонстрируя
вместе с тем в процессе реферирования газетного текста
богатый словарный запас общественно-политической лексики.
В ходе экзамена выявляется умение вести спонтанный
диалог с преподавателем, сохранив надлежащий уровень
произношения и интонации, что, как отмечено экзаменаторами,
соответствует критериям свободного владения иностранным
языком. Общий высокий уровень подготовки выпускников
специализации 021703 свидетельствует о соответствии
учебного процесса требованиям существующих Государственных
стандартов.
Председателем ГАК на отделении английской филологии
в 2002г. была дана высокая оценка уровню знаний по
теоретическим дисциплинам, языковой подготовке студентов,
их умению адекватно и лингвистически корректно излагать
свои мысли на английском языке, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения. Отмечено, что авторы
дипломных сочинений в период обучения прочно усвоили
принципы, приёмы и методы ведения научных исследований,
их профессиональная компетенция в полной мере отвечает
требованиям, предъявляемым к выпускникам академических
учебных заведений, каковым является университет. Подчёркивается,
что дипломные сочинения характеризуются наличием творческого
подхода к изученному материалу, разнообразием эмпирического
материала.
Специалисты с квалификацией “Филолог” пользуются
неизменным спросом на региональном рынке труда.
Кадровый потенциал кафедры достаточно высок. В 2001/2002
учебном году кадровый состав кафедры английской филологии
таков: 27 штатных единиц, в том числе 1 профессор,
4 доцента, кандидата филологических наук, 2 доцента,
кандидата педагогических наук, 2 доцента, 2 кандидата
филологических наук, 9 старших преподавателей, 10
преподавателей.
В 2001 году показатель остепенённости на кафедре составил
29,6 %. Этот показатель объясняется резким увеличением
штатного состава кафедры в связи с расширением коммерческого
контингента, обучающегося на кафедре английской филологии
и на специальности “социология”, где практические
занятия по английскому языку также обеспечиваются
кафедрой английской филологии. Следует отметить, что
ведётся интенсивная работа по увеличению показателя
остепенённости, увеличен приём в аспирантуру, активно
работают соискатели, закреплённые за кафедрой. В 2001г.
кандидатские диссертации защитили два преподавателя
кафедры. Молодые преподаватели до 35 лет составляют
42 % состава кафедры и активно занимаются научной
работой.
Ряд преподавателей кафедры за последние годы повысили
свою квалификацию, обучаясь по различным программам
(“Freedom Support Act” - ст.преп. Кожухова И.В. 2000г.
- США, Фулбрайтовская программа = ст.преп. Гуральник
Т.А. 1999г. - США, программы ИОО - проф. Харьковская
А.А. 1999г. - Венгрия, преп. Шаплюк Н.В. 2000г. -
Венгрия). Участниками международных семинаров, предназначенных
для повышения квалификации преподавателей английского
языка, получившими соответствующие сертификаты об
успешном завершении обучения в рамках специальных
семинаров, были доц. Максакова С.П., ст.преп. Драбкина
И.В., ст.преп. Мехеда О.Б., преп. Фурне О.А.; доц.
Гринштейн А.С. и доц. Кашина Е.Г. успешно завершили
обучение в семинаре “Teacher Training Methodology”
(2001г.).
Эффективной формой повышения квалификации молодых
преподавателей является система семинаров, организуемых
Институтом “Открытое общество” (Фонд Сороса) при участии
Британского Совета (Областной департамент по образованию).
Двухгодичное обучение в таком семинаре прошли О.А.Фурне,
Н.В.Шаплюк, Н.В.Ильичёва.
При кафедре английской филологии функционирует аспирантура
по специальности 10.02.04 Германские языки (научный
руководитель профессор А.А.Харьковская). При кафедре
английской филологии в настоящий момент обучается
три аспиранта: В.Д.Шевченко, Н.В.Шаплюк - спиранты
второго года обучения, Н.В.Ильичёва - аспирант первого
года обучения. Еще два преподавателя обучаются в аспирантуре
при других кафедрах.
Необходимо отметить наметившуюся тенденцию приглашения
кафедрой английской филологии преподавателей из стран
изучаемого языка. Так, за последние десять лет на
кафедре преподавали Мелисса Вольфганг, Тим Луманс,
Эрик Оуэн, Анджела Ниссинг (США), Брайан Карлайл,
Стивен Филлипс (Великобритания). Также кафедра выражает
благодарность Кевину МакКофи (США), Марку Шенкену
(Австралия) и профессору Майклу Свону за обмен опытом
и интересный курс занятий.
На кафедрах английской и немецкой филологии совместно
разрабатываются 2 научные темы. Первая из них - “Принципы
системного описания синтаксиса и семантики германских
языков” - носит фундаментальный характер; вторая
тема “Интенсификация процесса обучения иностранным
языкам в вузе и школе” является прикладной. В
русле фундаментальной темы ведутся научные исследования,
результаты которых внедряются в учебный процесс по
таким общепрофессиональным дисциплинам, как “Лексикология”,
“Теоретическая грамматика”, “История иностранного
языка”, “Введение в германскую филологию”, “Стилистика
английского языка”, а также в спецкурсах кафедры.
Преподаватели кафедры активно сотрудничают с другими
вузами по линии организации международных конференций,
подготовке официальных отзывов и оппонирования по
диссертациям.
На кафедре активно ведётся научно-исследовательская
работа студентов. Она реализуется через систему про-
и спецсеминаров, спецкурсов, написанию курсовых и
дипломных работ, через систему практик. Ежегодно на
филологическом факультете проводится внутриуниверситетская
отчётная научная конференция студентов, в рамках которой
работает 6-8 подсекций в рамках секции “Английская
филология”. По итогам конференции публикуются тезисы
лучших докладов. Студенты кафедры активно участвуют
в работе Областной студенческой конференции, проводящейся
каждый год.
Студенты кафедры активно участвуют в международных
образовательных программах и имеют возможность выезжать
за рубеж на работу (студенты 3-4 курсов английского
отделения выезжают для работы в качестве вожатых в
летние детские лагеря в США).
|